АНТРОПОВ Алексей Петрович
1716, Петербург — 1795, там же
Родился А. П. Антропов в семье солдата Семеновского полка. Интерес к живописи проявился у мальчика еще в раннем детстве.
В 1732 г. он был зачислен в Канцелярию от строений, где учился у А. М. Матвеева. Овладев профессиональными навыками, с 1739 г. работал там же в "живописной команде", которой руководил И. Я. Вишняков.
В 1740-50-х гг. художник выполнял декоративные росписи во дворцах Петербурга и его пригородов. Судить о степени их художественного достоинства сейчас трудно, так как большинство из них не сохранилось. Однако можно предположить, что Антроповым остались довольны, поскольку в 1752 г. ему поручили весьма серьезный заказ - роспись киевского Андреевского собора, только что построенного архитектором Ф. Б. Растрелли. Этой работе художник отдал около трех лет.
В 1755 г. Антропова пригласили в Москву, где он расписал плафон во дворце графов Головиных. Когда же в 1759 г. по инициативе графа И. И. Шувалова был основан Московский университет, художнику предложили место живописного мастера на факультете искусств. Оставался он там недолго, так как в 1761 г. получил назначение на должность главного художника Святейшего Синода в Петербурге. В его обязанности входило наблюдать за работами петербургских иконописцев и писать портреты представителей русского духовенства ("Портрет архиепископа Сильвестра Кулябки", 1760, и др.).
Портрет статс-дамы А. М. Измайловой. 1759. Масло |
Портрет императора Петра III. 1762. Масло |
В этот период помимо официальных портретов Антропов создал серию камерных изображений своих современников, причем особую известность получили выполненные им женские портреты. Один из них - "Портрет статс-дамы А. М. Измайловой" (1759). Любимица императрицы Елизаветы Петровны, в молодости Измайлова слыла красавицей, но ко времени создания портрета это была уже стареющая чопорная особа, пользующаяся большим влиянием при дворе. Без прикрас передал художник грузную фигуру, полное лицо с густо насурмленны-ми по моде бровями и нарумяненными щеками. Живой взгляд карих глаз и язвительно поджатые губы выдают сметливый ум и властный характер Измайловой.
Не менее убедительный образ создал художник в "Портрете статс-дамы графини М. А. Румянцевой" (1764). Мать прославленного полководца фельдмаршала П. А. Румянцева-Задунайского, отмеченная всеми высочайшими почестями при царском дворе, эта женщина, по воспоминаниям современников, до глубокой старости обладала ясным умом, острой памятью и мягким нравом. В выражении темных глаз, устремленных на зрителя, художник великолепно сумел передать доброжелательность, внутреннюю собранность портретируемой.
Среди мужских камерных портретов работы Антропова следует отметить "Портрет казацкого атамана Ф. И. Краснощекова" (1761). Герой Семилетней войны, полный энергии и жизненной силы, изображен в манере, характерной для украинских портретов XVIII столетия, что неудивительно, так как Антропов провел в Малороссии несколько лет и, безусловно, был знаком со своеобразным искусством местных портретистов.
Композиция этих и других портретов кисти Антропова отличается лаконичностью, модели изображены на нейтральном фоне. Цветовая гамма звучная, декоративная. Ор-наментальность форм, тщательное выписывание деталей, присущие работам Антропова, идут от парсуны предшествующего столетия, но реалистическое восприятие натуры, тонкая наблюдательность, достоверная передача характеров - это новое в русском искусстве. Даже в работах, сохранивших черты парадного портрета, Антропов не изменял жизненной правде.
Портрет статс-дамы графини М. А. Румянцевой. 1764. Масло
Пример тому - большой "Портрет императора Петра III" (1762), выполненный художником для Сената. Написанный в традициях репрезентативного портрета с соответствующей атрибутикой (пышная дранироп-ка, колонна, небрежно наброшенная на трон мантия, корона, скипетр, держава и т. д,), портрет императора не только далек от идеализации, но отмечен предельным сходством с моделью. Внешность Петра III, тщедушного, нескладного, с пустым самодовольным взглядом, явно контрастирует с величественным окружением, ни в коей мере ему не соответствуя.
Но более известен "Портрет калмычки Аннушки" (1767). Любимая воспитанница В. А. Шереметевой, милая девочка, держит в руках гравированный портрет уже покойной хозяйки. В середине XVIII в. среди русской аристократии была мода на калмычат, как до того - на арапчат.
В 1768 г. Аргунов создает одну из лучших своих работ - "Портрет Толстой". Немолодая женщина с умным спокойным лицом изображена с вязаньем в руках, что вносит неожиданно интимную ноту в парадный по типу портрет.
1760-е гг. - время расцвета творчества Аргунова. Но в конце их П. Б. Шереметев переселяется в Москву, а художника назначает управителем своего Миллионного дома в Петербурге, что налагает на Аргунова массу новых обязанностей. В 1770-80-х гг. он пишет мало, но именно в это время появляется его едва ли не самое знаменитое произведение - "Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме" (1784) - первое такого рода в русском искусстве. Вероятно, изображена действительно женщина из простонародья, возможно кормилица, в этнографически точном наряде крестьянки Московской губернии (а не актриса в театральном "парадном" костюме, как считали некоторые исследователи).
В 1788 г. Аргунов назначен управителем Московского дома Шереметевых. В Москве он почти не работает как художник. Занимается хозяйственными делами. Обучает своих сыновей (Павел - архитектор, Николай - живописец, Яков - живописец и график). Принимает участие в строительстве знаменитого дворца-театра в Останкино (арх. П. И. Аргунов).
вернуться к списку русских художников